Инструктивно-методическое письмо |
Добавил(а) А.В. |
01.02.17 13:10 |
Инструктивно-методическое письмо
О защите учащихся от насилия в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики Пребывание учащегося в общеобразовательной организации должно быть направлено на всестороннее развитие личности учащегося, носить безопасный и доброжелательный характер. Запрещается применение в отношении учащихся насильственных методов воспитания (крики, ругань, оскорбления, нанесение побоев). Учебно-воспитательный процесс должен быть построен на принципах законности, демократичности, обеспечения наилучших интересов ребенка, включающих: недопустимость дискриминации по любым признакам, уважение и обеспечение прав и свобод ребенка как равноправного члена общества, защиту ребенка от всех форм насилия, ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В целях обеспечения интересов учащихся на безопасный учебно-воспитательный процесс, занятия в общеобразовательной организации должны проводиться по учебному расписанию, которое утверждается директором школы и изменяется в случае необходимости (увольнение учителя или прием на вакантные должности). Расписание занятий должно быть размещено в общедоступном месте и доведено до сведения родителей и учащихся. Внесение изменений в расписание должно обеспечивать непрерывность образовательного процесса и исключать оставление учащихся без присмотра. В случае наличия причин, делающих невозможным проведение того или иного урока (отсутствие учителя, болезнь и т.п.), занятость учащихся обеспечивает дежурный администратор. Запрещается несанкционированный роспуск учащихся с уроков, снятие с уроков для дежурства по школе или в столовой, уборки территории школы, участия на внеклассных мероприятиях, не включенных в учебный план общеобразовательной организации, а также оставление учителем учащихся во время занятий и воспитательных мероприятий без присмотра. В случае острой необходимости (болезнь ученика, плохое самочувствие, наличие признаков насилия и т.п.), требующей оказания медицинской помощи или совершения иных действий, класс может быть оставлен под присмотром дежурного администратора, в случае если участие учителя не является необходимым, ученик (потерпевший, заболевший) передается дежурному администратору для принятия соответствующих мер. Опоздание на урок, отсутствие школьной формы не должно являться основанием для не допуска учащегося к уроку. Удаление с уроков учащихся категорически запрещается. В целях обеспечения безопасности учащихся администрация общеобразовательной организации вправе ввести пропускную систему на территории общеобразовательной организации. Вход на территорию общеобразовательной организации посторонних лиц должен быть запрещен. В случае отсутствия материальной и финансовой возможности у общеобразовательной организации организовать и содержать службу безопасности школы, директору необходимо организовать дежурство по школе и охрану входа в школу техническим персоналом, дежурным учителем и/или дежурным администратором. Отсутствие ученика на уроке должно быть отмечено в классном журнале. Классный руководитель обязан в течение дня выяснить причину отсутствия учащегося. Пропуск занятий без уважительных причин является основанием для своевременной информированности родителей (законных представителей) классным руководителем. Уважительная причина при пропуске уроков более 3-х дней должна быть подтверждена письменным заявлением родителя на имя директора общеобразовательной организации, либо соответствующей медицинской справкой. В целях быстрого реагирования и информирования классный руководитель должен обладать полной и достоверной информацией: домашний адрес учащегося и контактные телефоны родителей (законных представителей). Данная информация также должна быть и у дежурного администратора. Отношения учащихся с родителями, учителями, сверстниками должны основываться на взаимоуважении и справедливости. Дисциплина и порядок в общеобразовательной организации должны поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства всеми участниками образовательного процесса. Директором общеобразовательной организации обеспечиваются безопасные условия для учебы, труда и воспитания учащихся, проведение мероприятий по охране детства, защите прав и свобод несовершеннолетних в организации. Учителя и другие участники образовательного процесса, сотрудники общеобразовательной организации должны защищать школьников от угроз и физического насилия со стороны других лиц, в том числе учителей, учащихся и родителей, и предотвращать употребление детьми алкоголя, наркотиков, формирование других вредных привычек, соблюдать педагогическую этику. На территории общеобразовательной организации участникам образовательного процесса, сотрудникам организации запрещается: - курить, употреблять и распространять алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, играть в азартные игры; - употреблять в разговоре ненормативную лексику, непристойные выражения и жесты, применять психологическое или физическое воздействие при выяснении отношений; - приносить и использовать переносные портативные музыкальные приборы (плееры, магнитофоны и т.п.). Использовать во время уроков средства личной мобильной связи и интернет; - портить имущество образовательной организации, в том числе наносить несанкционированные надписи в помещениях, на мебель и оборудование; - совершать действия, влекущие за собой причинение вреда здоровью себе и окружающим (лазить в окна, кататься на перилах, кидать предметы, толкать и т.д.); - покидать здание общеобразовательной организации до окончания уроков без разрешения администрации или классного руководителя; - опаздывать на уроки, пропускать уроки, выходить из класса без уважительной причины и разрешения дежурного администратора или учителя; - проявлять неуважение к участникам учебно-воспитательного процесса, сотрудникам общеобразовательной организации; - во время урока отвлекаться и отвлекать учеников посторонними разговорами. Данные Правила поведения должны быть доведены до сведения всех участников образовательного процесса, сотрудников общеобразовательной организации на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, общих собраниях трудового коллектива и размещены в общеобразовательной организации в общедоступном месте. Учителям и сотрудникам общеобразовательной организации запрещается применение любого физического воздействия в отношении учащихся, использование оскорблений, а также совершение иных действий, направленных на унижение человеческого достоинства учащегося. Данные нормы поведения должны быть доведены до сведения при приеме на работу, а также регулярно обсуждаться на педагогических советах, общих собраниях трудового коллектива общеобразовательной организации. Директором общеобразовательной организации утверждается регламент работы общеобразовательной организации, также определяющий часы приема родителей, учащихся, сотрудников общеобразовательной организации по личным вопросам, как самим директором и его заместителями, так и классными руководителями, психологом, социальным педагогом, дежурным администратором. Часы и порядок приема должны быть размещены в общедоступном месте и доведены до сведения всех участников учебно-воспитательного процесса и сотрудников общеобразовательной организации. Родители в общеобразовательной организации должны проявлять уважение к участникам образовательного процесса и иным сотрудникам общеобразовательной организации. Родителям запрещается самостоятельно выяснять отношения с учителями, учениками-нарушителями или подозреваемыми в причинении насилия. В случае возникновения инцидента вопросы должны решаться с дежурным администратором, руководителем общеобразовательной организации. Посторонние лица, не включенные в образовательный процесс, не должны находиться на территории общеобразовательной организации. В случае возникновения необходимости разрешения вопросов с администрацией школы посторонние лица должны обратиться к дежурному администратору. Каждый участник образовательного процесса (учитель, учащийся, родитель (законный представитель), сотрудник общеобразовательной организации в части, относящийся к ним, имеет право: - на уважение своего человеческого достоинства, достоинства своей семьи; - на условия образования, гарантирующие охрану здоровья и защиту от любых видов насилия, эксплуатации и пренебрежения нуждами; - на внесение предложений и критических замечаний по улучшению деятельности общеобразовательной организации, устранению недостатков в ее работе; - на жалобы и обращения в уполномоченный государственный орган по защите детей, а также администрацию общеобразовательной организации о нарушениях прав учащихся со стороны должностных лиц, родителей (законных представителей) или учащихся; - на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; - на соблюдение установленной длительности перемен и уроков, ежегодных осенних, зимних, весенних и летних каникул; - на заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ и проведения опросов учащихся; - на получение разъяснений от учителей о критериях выставления той или иной оценки; - на личное присутствие при разбирательстве вопросов, связанных с персональным поведением, успеваемостью; - на сохранение в тайне доверительной информации о себе; - на невмешательство в свою личную жизнь. Участники образовательного процесса имеют также другие права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и локальными актами общеобразовательной организации. Заключение: Директор общеобразовательной организации, представители школьной администрации, педагогический состав и иные сотрудники общеобразовательной организации несут персональную ответственность; В случае установления факта причинения насилия учеником общеобразовательной организации к учащемуся-нарушителю Советом профилактики могут быть применены следующие формы ответственности: - принесение публичного или в личной форме извинения потерпевшему; - постановка на внутришкольный учет; - ходатайствовать перед администрацией общеобразовательной организации: · о вынесении предупреждения; · о направлении представления в КДД; · о направлении ходатайства в ИДН; Учащийся, применивший насилие в общеобразовательной организации, также подлежит привлечению к ответственности в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством в зависимости от тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего. За причинение вреда здоровью учащегося виновные лица несут также уголовную ответственность, предусмотренную соответствующими статьями Уголовного кодекса в зависимости от степени тяжести причиненного вреда: - за жизнь и здоровье детей; - за соблюдение прав учащихся, а также своевременное реагирование на факты их нарушения во время образовательного процесса. Нарушение правил педагогической этики должно являться основанием для рассмотрения вопроса на конфликтной комиссии педагогического совета образовательной организации о профессиональной пригодности, а также привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства. При этом заседание комиссии должно проходить с обязательным участием представителей профсоюза. Учитель вправе ознакомиться с поступившей жалобой и представить свои замечания. Работа комиссии по жалобе не должна носить карательный характер, как в отношении учителя, так и ученика или его родителей, которые ее написали. В случае, если учитель или родители не согласны с принятым решением, а также в случае, если имеет место давление на учителя, родителей или ученика, они вправе обратиться в уполномоченные органы (профсоюзную организацию, вышестоящий орган в области образования, прокуратуру, суд). За нарушение правил поведения, педагогической этики, воспитания в общеобразовательной организации к сотруднику-нарушителю могут быть применены меры дисциплинарного взыскания в виде выговора, увольнения. Родители, или лица их заменяющие, участники образовательного процесса, сотрудники общеобразовательной организации, а также иные лица, на которые возложена функция по воспитанию детей, в случае наличия (обнаружения) признаков насилия у ребенка обязаны сообщить об этом дежурному администратору, директору общеобразовательной организации, в правоохранительные органы, территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей для принятия соответствующих мер. Совет профилактики может ходатайствовать перед администрацией общеобразовательной организации о применении к родителям несовершеннолетнего следующих мер ответственности: -приглашение родителей на педагогический совет; -направление представления в КДД; -направление ходатайства в органы внутренних дел, уполномоченные органы по защите детей и/или прокуратуру для принятия мер к родителям. За сокрытие факта причиненного насилия лицо под лежит привлечению к уголовной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Управление дошкольного, школьного и внешкольного образования Министерства образования и науки Кыргызской Республики |
Последнее обновление 26.02.23 19:35 |